Будьте вежливы - всегда обращайтесь на Вы, спасибо, пожалуйста и тд. Вы серьезный и воспитанный человек, который внушает доверие и с которым хочется сотрудничать.
Уточняйте все моменты до начала работы - чтобы потом не было проблем. В будущем Вам могут сказать, что нужно сделать еще кучу блоков, просто Вам не сказали, но думали что Вы и так все поняли.
Соблюдайте сроки - если Вы взялись за работу и согласились на срок или, тем более, установили его сами - будьте добры уложитесь в срок. Иначе доверие к Вам может исчезнуть.
Обговорите цену - договоритесь об окончательной цене или укажите заказчику на стоимость своих услуг, чтобы сразу избавить себя от вопросов - "Почему так дорого?".
Берите предоплату - тут 50 на 50. Если не уверены в заказчике, требуйте предоплату, чтобы потом не остаться без денег.
Теперь то, что не следует делать:
Не делайте бесконечные, бесплатные правки по проекту - если Вы будете каждый раз соглашаться на кучу правок своей работы, Вы можете тратить очень много времени зря. Правки, конечно, вносить можно, но по минимуму. Все нужно оговаривать изначально, чтобы потом не трудится за бесплатно.
Не просите работу и не говорите, что она Вам очень нужна - заказчик может обернуть это против Вас. Вы будете делать очень много работы за жалкие копейки и он еще подумает платить ли их Вам вообще. Кстати, этот принцип у многих кто ходит на обычную работу. Они боятся и трясутся за свою работу и терпят невыплаты зарплат, лишение отпуска и тд. Вам этого не надо. Даже если работа нужна ищите тех кому нужны именно Вы, а не наоборот. Работайте и получайте бонус :).
Не спорьте с заказчиком, направляйте его на правильное решение - если Вы понимаете, что предложение заказчика не совсем то, что нужно, подскажите ему нужное решение и обоснуйте почему так. Если Вы профессионал своего дела и точно знаете что делаете, заказчик обязательно последует за Вашим советом. Если будете спорить, Вы только сделаете хуже. Вам же не понравится, если в продуктовом магазине продавщица наорет на Вас, за то что Вы выбрали не свежую буханку хлеба. Приятнее же если она скажет, что этот хлеб уже старый, вот этот свежее, улыбнется и подаст Вам свежий батон :). Так и здесь.
Не общайтесь через почту - сейчас много сервисов, мгновенного обмена сообщениями. Так Вы ускорите процесс и избавите себя от ожидания. Если человек не знает что такое скайп или ICQ, можно общаться через сообщения в соц сетях, но это как крайний способ.
Не обещайте выполнить любую прихоть или то, что Вам не под силу - оценивайте свои возможности и не перестарайтесь в обещаниях. Потом, заказчик может не понять, почему ему обещали нарисованную графическую панораму с его идеями, а представили скачанную с просторов интернета картинку.
Не делайте бесплатно - если Вас попросили сделать что-то, это стоит денег. Не надо делать это за спасибо. Вас потом могут постоянно просить делать что-то за спасибо. У меня есть заказчики, которые щедры со мной, платят иногда с бонусом и работать с ними одно удовольствие. Вот им я могу сделать маленькие просьбы бесплатно. Типа увеличить шрифт, или добавить иконку.
Не обещайте помочь в любое время суток - клиент должен знать, что Вы всегда ему поможете в случаи возникновения такой нужды, но сделаете Вы это в рабочее время, а не среди ночи или в Ваш выходной, потому что ему стукнуло, что шрифт крупноват как для Воскресения 🙂
Это не законы или кодекс, но постарайтесь соблюдать или пользоваться этими советами. В процессе работы, Вы еще сами определите для себя много правил, но эту уже индивидуально для каждого.
Важно помнить, что заказчик такой же человек как и Вы, он по своему видит решение той или иной задачи. Если Вы можете воплотить его идею в жизнь - это супер, если идея, по Вашему мнению нуждается в доработке, дайте ему совет и предложите альтернативу. Беритесь за те проекты, которые Вам по душе и Вы готовы вложить себя в их воплощение, иначе результат может быть не таким. как хотелось бы заказчику и Вам.
Ну и напоследок, попрошу Вас написать, какие Вы правила стараетесь придерживаться, чтобы спокойно работать и не тратить свое время и нервы.
На этом все, спасибо за внимание. 🙂